Воскресенье, 24.09.2017, 18:53
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
НАШ ФОРУМ » ПРАЗДНИКИ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ » СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ » ДЕКАБРЬ
ДЕКАБРЬ
BERTAДата: Четверг, 29.03.2012, 16:16 | Сообщение # 1
ПРАКТИК
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Репутация: 90
Статус: Не в сети
ПРАЗДНОВАНИЯ ДЕКАБРЯ





6 декабря Встреча Велеса-Мороза - (ВЕЛЕСА ЗИМНЕГО) - с вятодень, когда встречают Велеса в Его Зимнем обличии — в образе Деда Мороза. В пору двоеверия на Руси 6 стуженя/декабря отмечали день Николы Зимнего, за которым следовали Никольские морозы.

В народе говорили: «Два Николы — один травный (9 травеня/мая), другой морозный; один с травой, другой с зимой», «Подошёл бы Николин день, а зима будет», «На день Николы зима ходит с гвоздём», «Хвализиму после Николина дня», «Сколько Никола Зимний даёт снегу, столько Никола Вешний даст травы». В старину на Руси с Николы Зимнего открывались сельские базары и ярмарки, устанавливались цены: «Никольский торг — всему указ», «Цены на хлеб строит Никольский торг». Обычай этот пришёл из глубокой древности, когда Велеса почитали по всей Руси тако же как Бога-Покровителя купцов и торговли.

Встреча Велеса — Мороза
(6 стуженя/декабря-месяца)

I


1. Встреча Велеса-Мороза — один из Велесовых Святодней года, отмечаемый Родноверами 6 стуженя/декабря-месяца («Никола Зимний» — в эпоху двоеверия).

2. Во шубе сивой, мохнатой, во шапке красной, золотой — приходит Велес-Мороз[По другим представлениям, Мороз — сын Велеса и Мары] о сию пору к людям. В деснице Его — Посох Волховской, исполненный силой зимней, ледяной. Во шуйце Его — Чарка Серебряна с Яр-Буйным Хмелем.

3. Чарка та благодатна, яко Лоно Самой Великой Матери Макоши — Супруги Вещего Бога. А в ней, яко Солнце красное в Ледяном Марином Терему, сокрыт Ярый Бог — Ярила Велесич в образе Яр-Буйна Хмеля.

4. Настанет срок — придёт на Землю Дева Весна-Красна, и приедет в ту пору Ярила-Весень в обличьи человечьем к людям на Белом комоне, привезёт жита колос и от Солнца добрую весть. Ныне же скрыт Он от взоров людских в Напитке Священном, обрядовом: Хмелю, хмелися, Хмелю, ярися! Кому пити — Тому добру быти! Гой!

5. Кто пьёт хмельное всуе — тот тем на Яр-Бога хулы возносит, а себя во Роду своём бесчестит. Кто же пьёт Священный Напиток[На тайном языке волхвов пить хмельное — означает «пребывать в опьянении Божественным, в Благодати Его Присутствия»], славя Ярого Бога в Сердце своём, как и Предки наши — древние Арии — издревле деяли, тот Силу и Мудрость Его обретёт!

6. На всю стылую зиму людям честным от Вещего — Вещий Дар: Яр-Буен Хмель — Коловрата Сердца Суряный Жар! Мудрым — Пламя Прозрения, иным же — лишь посрамление...

7. Идёт Вещий Бог по полям пустым, по лесам густым — Морене-Зиме путь снежный правит, а за то всяк Родович честной Вещего славит, возрады Велесовы воспевает, Имя Велесово величает: Егда кто Велеса любит, егда кто Велесу служит, С тем Щедрый Велес повсегда вместе! Велесе! Гой! Егда кто к Нему прибегает, егда кто в помощь призывает, С тем Велес пребывает, завсегда ему помогает! Велесе! Гой! Велесе! Имя Твоё — знаменито, в победе тезоименито: Кривду оно побеждает, Правду в Родах утверждает! Велесе! Гой! Пастырю Небесного Стада, веди мя до Вышнего Лада, А мы будем Тя прославляти, Имя Твоё величати! Велесе! Гой! Побеждай неправду повсюду, помози честному люду, А мы будем Тя воспевати, Имя Твоё восхваляти! Велесе! Гой!

II


1. О сию пору — в день встречи Велеса-Мороза — Родноверы чтут Вещего Бога честными братчинами, как то и Предки деять заповедали.

2. В эпоху двоеверия на Руси братчины эти назывались Никольскими — по имени одного из наиболее чтимых в народе святых — Николы Чудотворца, «второго после Бога заступника», покровителя земледелия и скотоводства, хозяина земных вод, заступника от бед и напастей, помощника в самых трудных делах и обстоятельствах, в образе которого народ чтил Велеса. В древней былине о Садко поётся: У того ли Николы Можайского Те мужики новгородские сходилися На братчину — Никольщину, Начинают пить канун, пива ячныя. И пришел тут к ним удалой добрый молодец, ...Бьёт челом, покланяется: «А и гой вы еси, мужики новгородские! Примите меня в братчину — Никольщину!..» А и те мужики новгородские Принимали его во братчину — Никольщину, ...А и зачали пить пива ячныя...

3. Николин день — Никола Зимний, или Никола Холодный (а также Никола Морозный, Никола Подкуй и др.), — это всеобщий гостевой праздник, который в некоторых губерниях праздновался целую седмицу. Молодёжь в Никольских братчинах не участвовала: это был праздник стариков, старших их сыновей (большаков), наиболее уважаемых представителей деревенских Родов. К ним съезжались ближайшие родственники и непременно приглашались соседи. Тех, кто отказывался от складчины и уклонялся от празднования, изводили насмешками целый год.

4. На Никольские братчины в каждом честном дому варили пиво и приглашали гостей. Пиво из разных домов «женили» — сливали в одну братину, из которой затем разливали его всем участникам братчины. В народе говорили: «Никольщина красна пивом и пирогами», «На Никольщину зови друга и недруга», «На Никольщину и друга зови, и недруга зови: все друзья будут», «Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют». Остатки еды раздавали нищим; хлебные крохи бросали на воздух, «чтобы нечистые духи не портили ни деревьев, ни полей». Известен такой двоеверческий заговор на Хмель: «Господи Хмель, буявая голова, не вейся вниз головою, вейся в посон под воргою, а я ж тебя не знаю, где живешь в верх сыра древа, лезь к своему государю в медвяные бочки и в пивные. Как не лежит на огне, и так на сем человеке лихая словеса у [имярек]: аще испиеши чашу сия, доколе из меня словеси сия изошли, а из сего раба Божьего и похмелье. Господи Хмель, как царь сидит на царствии своем, тако и ты сиди на месте своем, государь, родись!»

5. Ещё в XIX в. на Николу Зимнего существовал обычай — мальчики ходили по домам и славили Николу-Велеса пением Духовных стихов в Его честь, как на Коляду: Микола Зарайский — Морям проходитель, землям исповедник. А знают Миколу неверные орды. А ставят Миколе свечи воску яры, канун медвяны. А ему, свету, слава, слава — держава, Во всю его землю, во всю подселенну, Слава до ныне и века! Слава!

6. После Николы Зимнего ударяют вторые [Первые морозы — Введенские. Введение отмечалось на Руси 21 груденя/ноября-месяца. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои прав
а] морозы — Никольские: «Никольские морозы не чета Введенским». В народе говорили: «Два Николы: один травный (9 травеня/мая-месяца) — весну открывает, другой морозный — зиму ставит; один — с травой, другой — с зимой», «Подошёл бы Николин день, а зима будет», «Хвали зиму после Николина дня», «На день Николы зима ходит с гвоздём», «Сколько Никола Зимний даёт снегу, столько Никола Вешний даст травы», «Какой день на Николу Зимнего, такой и на Николу Летнего (Весеннего)», «Коли на Михайлов день (8 груденя/ноября-месяца) зима закуёт, то на Николу раскуёт», «Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять», «Перед Николой иней — овсы хороши будут», «Иней на Николу — к урожаю».

7. В старину на Руси с Николы Зимнего открывались сельские базары и ярмарки, устанавливались цены: «Никольский торг — всему указ», «Цены на хлеб строит Никольский торг». Обычай этот пришёл из глубокой древности, когда Велеса почитали по всей Руси также как Бога-Покровителя купцов и торговли. Также с Николина дня молодёжь начинала готовиться к Святочным посиделкам, шить наряды, мастерить обрядовые личины для ряженых.

III


Ниже приводится краткое описание Встречи Велеса-Мороза, празднуемой о сию пору украинскими Родноверами:

1. Свято Велеса Зимового — Діда Мороза. Батько Велес у Своїй зимовій іпостасі. Врожай вже давно зібрали, заплели Велесу «бороду» з колосків на родючій ниві, зерно та інші дарунки щедрої Осені сховано — буде що їсти взимку. Худоба у стайнях, пастухи вже подякували Велесу на останьому осіньому випасі на траві, попрохали Його про благополучну зимівлю тварин до першої весняної зелені. Бджоли — «Божі мухи» — теж зимують, пасічники принесли хвалу Велесу і чекають разом зі своїми підопічними тепла. Все завмерло у Природі, дерева сплять, багато з тварин лісових, полевих та водних також впало у міцний сон до самої Весни.

2. Велес Волохатий — Зимовий Господар — Дід Мороз має вкрити Мати-Землю білим кожухом, щоб вона теж гарно відпочила, набралася сил, щоб було чим дати нове життя на новому оберті Річного Кола. Він ходить вночі у заметеному снігом лісі, чекаючи великого Свята Зимового Сонцевороту — Різдва Коляди. Це під Його ногами порипує сніг, у Його очах відблискують холодні зимові зорі та Місяць, що срібно висить у студеному чорному Небі. Це Йому, Вовчому Пастирю, Діду Ведмідю покірні лісові мешканці... і навіть люті вовки в останній місяць Зими у Його слугах.

3. Волхви, жреці Його, провадять темними зимовими ночами таємні дійства... палає високе вогнище у замерзлому лісі... Люди зігрівають друг друга теплом своїх сердець, веселяться на зимових святах, роздаючи один одному подарунки, особливо ж — дітям (так, тому і «наклався» образ св. Миколая у цьому святі, так само як св. Власій став «машкарою» Велеса, як «скот’єго Бога», покровителя худоби, привнесене християнство лише наслідувало давню народну традицію, феномен «двовір’я»)...


Уважаемые посетители, сайт переехал на новый адрес: http://witchcasket.2x2forum.ru Приглашаю вас присоединиться к нам!
 
BERTAДата: Четверг, 29.03.2012, 21:49 | Сообщение # 2
ПРАКТИК
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Репутация: 90
Статус: Не в сети



24 декабря Корочун - самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды. В пору двоеверия на Руси 24 стуженя/декабря праздновали Сочельник (от славянск. сочиво — «кутья»).

По поверьям, ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря — Коляда) благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п. В народе о сию пору примечали: «Коли под Рождество небо звездисто — богатый приплод скота и много ягод на будущий год», «Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе», «Ясный день — сильные морозы, к хорошему урожаю», «Коли тропинки черны — урожай на гречу».
Корочун

СЕ КОЛО ЗЛАТО СТАНЕ НА КОРОЧУН КОЩНЫЙ БОЖЕ БИЕ КУДЕСЫ НАВИ А ПЛЯС ВЕЛЕСОВ ГУДЬБОЮ ЛЮТ КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ИНО ГЛЯДЕ А РОГИ ЖРЕТЕ А ОГНИ МРЕТЕ КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ОГНЕ НОВЕ А ВЕЩИЙ БОГ ЕМУ СТЕЗИ ТОРЕ БАДНЯК СЖИГАЕТ КОЛО ВЕРТАЕТ ГОД ЗАЧИНАЕТ! ГОЙ КОЛЯДА! СЛАВА!

...Никаких громов с Небес, и молнии не врезаются в плоть Земли, и Окиян-море не выходит из берегов. Просто — будто где-то тихо прозвенел серебряный колокольчик на Чьём-то тонком запястье, — этот мир подошёл к концу...

Речено во слове вещем:

ГОЙ ВЛИКЕ БОЖЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ СЕДОЙ ВЕЩУН СТАРОЙ КОРОЧУН ВО ГОДА НОЩИ ВОДЯЩИЙ КОЩЬЕ КОЛО ВЕРШАЩИЙ МАРЕ ВЕЛЯЩИЙ РАЗЯЩИЙ МНОГО СВОЕЙ ОСТРОГОЙ ВО СНЕЖНОЙ БУРЕ ВЛЕСОВОЙ ШКУРЕ ВО БЕЗДОРОЖЬЕ НЕ ВО СВАРОЖЬЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ! ГОЙ!

Кощный Бог в обличье Корочуна окорачивает старый год, гасит свет зачарованного зимним сном старого Деда-Солнца, чтобы, когда наступит срок, новое Солнце разметало свои лучи-стрелы по небосклону, и новый год начертал НОВО КОЛО в извечной Коловерти Сущего... Речено во слове вещем:

ГОЙ СЕД ВЕЩУН СТАР КОРОЧУН КОЛОГОД ВЕРШИ ЯКО ПОМЕРШИ А СЕРПОМ ВЛЕСА ЯВИ КУДЕСА СТАРЫ ЗАРОКИ КОРОТИ В СРОКИ ВЛИКИ ЗАВЕТНЫ ВЕДОЮ ВЕДНЫ ЧТОБ СТАРУ СБЫТИ А НОВУ ЖИТИ! ГОЙ!

Корочун — Имя Кощного Бога и Святодня Его — самый короткий день в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка Кологода. Это — день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что

МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ, И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ, что нам ни что не принадлежит здесь — в этом мире, в этом году, в этой жизни — и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕССМЕРТНЫ...

Речено во слове вещем — всем добрым людям во оберег:

КОЛО КОРОЧЕНО ЯКО ПРОРОЧЕНО ОКРУТ КОРОЧУН ГОДОВЫХ КОЩУН ОКОРОТИ ДНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ! ГОЙ!

Корочун — преддверие Коляды


1. Корочун — последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца[1] или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды[2], праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.

2. Корочун — это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года[3].

3. Корочун — это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

4. Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь[4].

6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

7. Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?..

9. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити[5], и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи...

Примечания:

[1] Жнец — планета Сатурн (ведийск. Шани). Один из Тёмных Ликов Вещего Бога, Грозный к неправедным и Благой к живущим по Прави. Неизменный атрибут Жнеца-Корочуна — Железный Серп, день седмицы — шесток, сторона света — запад, руда — серый свинец.

[2] Слово «Коляда» происходит от древнерус. коло — «круг», «колесо» (ср. напр. «Йоль» древних германцев, происходящее от hjul — «колесо»). Коло — это и Кологод (Коло Года), и Великое Коловращение всего сущего, и Ведическое Колесо Закона (санскр. Дхарма) и т.д. Согласно народной традиции, Коляда празднуется в ночь с 24 на 25 стуженя/декабря-месяца, когда Солнце «на заячью лапку», или «на гусиный шаг», перейдёт за точку Солнцеворота (приходящегося примерно на 20-е числа месяца). Такая отсрочка связана с тем, что сам день Солнцеворота издревле считается в народе «опасным временем», когда Явь и Навь как никогда тесно соприкасаются друг с другом, и духи умерших (навии) выходят в наш мир (именно их символизируют собой личины колядовщиков). Поэтому сам Зимний Солнцеворот — это «Коляда волхвов», отмечаемая лишь сведущими в Тайном Искусстве людьми, волхвами и ведунами, живыми среди мёртвых и мёртвыми среди живых. Остальной народ отмечает Коляду позже, когда опасность соприкосновения с миром Нави уже миновала. Другие арийские аналоги Славянской Коляды (помимо уже упомянутого Йоля германцев), это Альбан Артуан (Зимний Солнцеворот) древних кельтов и Махакаларатри (Великая Ночь Кали) Ведической Индии.

[3] Имеется в виду представление о Кологоде, или Лета Вращении, как о круговом движении Сварожьего Молота в течение года. Отец Сварог, Коваль Небесный, сковавший на Заре Времён весь мир, ежегодно подновляет Своё творение, ударяя по Алатырю-камню Своим Молотом и высекая из него искры, возжигающие Огонь Нового Года. На Купалу (в пору Летнего Солнцеворота) Сварожий Молот оказывается поднят в самую высокую точку Лета Вращения, а на Коляду он, опускаясь в самую нижнюю точку, ударяет о каменную твердь, как о наковальню, высекая золотую искру.

[4] Иными словами, время, опасное для несведущих, несёт Духовное Прозрение мудрым. О сём же говорится, что мудрый извлечёт добрый урок даже при неблагоприятных обстоятельствах, а глупец не сможет воспользоваться и благоприятными. Поистине, благословенны препятствия, ибо ими растём!

[5] Покута — Судьба, то есть всё то, что суждено Свыше. В сущности, Покута воплощает собой не слепой произвол Богов, а совокупность последствий наших собственных деяний. Это Закон, согласно которому человек — рано или поздно — непременно пожнёт плоды всего содеянного им, и всякое доброе семя принесёт добрые плоды, а худое семя — плоды горестей и страданий.

Когда Высшая Сущность видится одновременно в высоком и низком, а внешнее не разделяется с Внутренним, — узел ложной самости в Сердце развязывается, и Макошь (Хозяйка Покуты — Владычица Судеб) освобождает прозревшего от всех пут, сплетённых Покутными Нитями (Нитями Судеб), и отверзнувший Вещее Око, подобно страннику, вернувшемуся на Родной порог после долгих скитаний, возвращается наконец Домой...

Коротко о Корочуне


1. Корочун/Карачун (это два диалектных варианта одного и того же слова) — самый короткий день в году в преддверии Зимнего Солнцеворота. Ср. древнерус. Корочунъ, словац. Kracuri, болг. Крачунец, в Закарпатье крачун — «Колядный пирог», а также белорус. корочун — «внезапная смерть в молодом возрасте», «судороги», «злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун — «смерть», «гибель», «злой дух» и т.д.

2. Также Корочун — одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Велеса. По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный Бог (Кощей, Чернобог, Тёмный Велес) «окорачивает» — завершает Старый Год перед рождением Нового Года и Нового Солнца на Коляду. Ср. также сербо-хорв. крачати — «шагать» (отсюда Корочун — «шагающий день», то есть переходный день, связанный с Солнцеворотом.

3. В каждой седмице есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн, считающейся в Звездознатстве «неблагой» планетой), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца). Кощного Бога, Покровителя Жнеца (планеты Сатурн) иногда изображают в образе Старика с обсидиановым серпом (обсидиан — один из камней, покровительствуемых Жнецом-Сатурном), которым Он рассекает — «окорачивает» Нити Судеб Мира накануне воскресенья (от древнерус. крес — «огонь») — «дня рождения» (воскресения в смысле «возжигания») Солнца новой седмицы.


Уважаемые посетители, сайт переехал на новый адрес: http://witchcasket.2x2forum.ru Приглашаю вас присоединиться к нам!
 
BERTAДата: Пятница, 30.03.2012, 19:28 | Сообщение # 3
ПРАКТИК
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Репутация: 90
Статус: Не в сети



25 декабря Коляда — один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления — возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая» новорождённому Солнцу. Тако же кормят кутьёй (поминальной стравой) Мороз, колядуют, поют Колядные песни и т.д. Обычно празднуется, когда Солнце «на заячью лапку» переходит за точку Солнцеворота.

Примечали: «Коли в этот день снега глубоки — травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет холодная», «Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо — густо и ягод будет».



Коляда
(Уряд Обрядный)


1. Коляда: общие сведения

Коляда — величайший Родноверческий Святодень Кологода, ибо о сию пору рождается новое Солнце, и начинает набирать обороты новое Годовое Коло. Само слово «Коляда» происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, года и окружность вообще. Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства. Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».

2. Коляда: событие Общинное
Быть Общине в ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому славить; в погремки стучать — Новый Год встречать!

3. Подготовка места
Ещё засветло: дрова для большого Огня — во дворе, а тако же для малого — в очаге. Украшение избы (перво-наперво — Красный кут[Красный угол, домашняя Божница]): шкуры, еловый лапник, бубенцы, зерно, солома, рушники. На отдельном льняном плате — чир[Начертанный знак] Коляды (охрой). Кутья. Свечи восковые — для освещения самого тёмного времени в году и для гаданий (лить расплавленный воск в воду). Скатерти. Факелы. Шелепуги (матерчатые «гои», набитые паклей либо соломой). Топоры. Рукавицы — дабы не брать Бадняк голыми руками.

4. Жданки Сыпать на стол зерно Коловратом, поверх — скатерть. На скатерть — пир горой. На зачин — слава Родным Богам! Волхв (либо старейшина, либо хозяин дома) прячется за горой, вопрошает собравшихся: — Зрите ли меня, детушки? — Не зрим, батюшка! — отвечают ему. И тако — трижды. Затем волхв речёт: — Так дайте, Боги, чтобы и на будущий год не зрели! Все кланяются. Рекутся слова пищесвятия. Начинают лёгкую трапезу, горы не размётывая. Ждут последнего Гостя (Полазника). Сведущие люди рекут кощуны о Коляде.

5. Время заката Время заката — особливый страж сторожит. Сторожит — всем знак подаёт. Народ выходит на улицу провожать старое Солнце. Когда Солнце скрылось, все вслушиваются в гласы леса, ждут знака. Из чащи слышатся вопли нежити. То — окрутники [Окрута — обрядовое обряжение в личины иных, оборотничество] на честной народ страху нагоняют. Волхвы рекут слово о времени Чернобога да Морены. Все, в молчании, спешат в избу. Кто-то из окрутников воет в лесу.

6. Встреча Полазника Пока за окнами бушует непогода и нежить, безуспешно пытаясь прорваться в дом, народ в избе гасит все свечи, кроме одной, и сведущие люди капают воском в воду, гадая о будущем годе. Внезапно раздаётся стук в дверь, и входит Полазник — в вывороченной мехом наружу шубе, в шапке волохатой да в личине бородатой. Вся одёжа его — в снегу, вместо посоха — печной ухват со скотьими бубенцами. Женщины метут еловым лапником перед ним пол. Хозяин спрашивает его: — Кто ты еси, Гость дорогой? Гость молчит. Хозяин вопрошает его вдругорядь, а затем и в третий раз, подавая знак хозяюшке поднести Гостю блюдо с пирогами да чарочку пития хмельного. Отведав угощения человеческого, Гость ответствует: — Роду я старым-старого, отец мой — Бык, мать моя — Корова! — Откуда же ты путь держишь? — Шёл я, шёл из стороны далёкой, из-за горы высокой. Шёл я через поля пустые да через леса густые. Шёл — по двенадцати камням, по двенадцати мостам. Как последний-то мост подо мною проломился, борода моя замочилася! — Что ты несёшь? — Жито да железо. Жито — в землю бросать; железо — топор ковать, древо рубить, мост мостить — трём Братьям ходить! — А кто эти Братья? — Первый Брат — красно Солнышко, второй Брат — ясен Месяц, третий Брат — дробный Дождичек! (Либо: Три Брата — три Огня[Три Брата-Огня: Даждьбог Трисветлый — Солнце красное, Огонь Небесный; Перун Громовитый — Метатель огненных стрел-молний, соединяющих Небо и Землю; Огонь Сварожич — Огонь Земной]!) После сих слов Полазник благословляет дом и всех собравшихся. Народ в ответ кланяется ему. Тут же: Предкам слава — круговая чара! Полазник коло замыкает, хозяин гору размётывает — честну братчину зачинает.

7. Бадняк После братчины Полазник выкликает молодцов идти за Бадняком (сухим деревом, стоящим в лесу, кое заранее украшено цветными лентами). Хозяин остаётся в избе, напутствуя уходящих. Дойдя до места, народ кланяется Бадняку, славит его и оказывает всяческое почтение. Затем вперёд выступают двое молодцов с топорами и начинают рубить Бадняк. Рекут: «Наш Бадняче, наш Бадняче! Буди нам весело!» Срубленный Бадняк с песнями несут к избе (прикасаясь к нему только через рушники либо рукавицы, но никак не голыми руками), где разрубают его на две неравные части: большую и малую. Большую часть оставляют на улице, а малую — пеленают как ребёнка и вносят в избу. Затем все выходят во двор, где кормят кутьёй Мороз — ложкой через плечо. Подбрасывают ложки вверх — дабы на будущий год лён вырос высоким. Творят хлебочестие («А эту песню — хлебу поём, хлебу поём — хлебу честь воздаём! Старым людям — на услышанье, молодым — на потешанье! Всем добрым людям — на добро!»); заклинают-заговаривают дом и двор от всего нечистого, недоброго. Жрецы, с наговорами, возжигают большой огонь. Приносят Бадняк (большой), коему «отверзают уста», «кормят», «поят» да со славою предают огню. Волхв спрашивает: — Веселяк ли наш Бадняк? — Веселяк, батюшка, веселяк! — следует ответ. И так — до трёх раз. (Позже то же самое делают и с малым Бадняком, вкладывая его в очаг дома.) Жрецы бьют по горящему Бадняку посохами, высекая из него искры — на счастье. Все прыгают через горящий Бадняк, рекут: «Через этот огонь перескочил, другого (Пекельного) не боюсь!» Водят хороводы вокруг огня, поют песни, веселятся.

8. Окрута В разгар веселья из лесу появляются ряженые в хари (личины животных и нежити) окрутники. Со звериными криками — врываются во двор, побивая всех шелепугами, рекут: «Не я бью, удача бьёт!» Либо: «Сурова суровица — весела годица!» Либо: «Будь силён, как дуб! / Будь стройна, как берёзка!» Схватываются друг с другом, постепенно вовлекают в потасовку всех присутствующих. Народ окручивается, надевает личины, выворачивает одежду и предаётся бесчинству. Окрутники пляшут жёг (встают в коло и, обнявшись за плечи, кружатся: шаг вправо, два шага влево, поднимая колени как можно выше, чтобы жито на грядущий год выросло высоким).

9. Кудеса Ряженые отправляются с факельным шествием по улице. Колядуют. Кудесят, куролесят, разыгрывают весёлые скоморошины (например, «Козу водят»), шумят, гремят, поют изменёнными голосами. Волхвы же тем временем уходят в лес, где до самого рассвета жгут костры и совершают особливые Духовные радения.

10. Встреча рассвета Перед рассветом все сбрасывают окруту, снимают личины и бросают их в Огонь. Умываются снегом, прощаются со старым житиём. Жрецы возжигают Огненный Коловрат, славят Новое Солнце. Богам Родным — славу поют, людям честным — благо призывают.

11. Особливо для окрутников Набрать заранее малую дружину, состав коей держать в строгой тайне. Вскоре после начала действа — удалиться незаметно, не вызывая ни у кого подозрений, дабы творить свои бесчинные действа. Оные суть: кобничество, речение на «звериных языках», всяческий шум, передвижение на четвереньках, устраивание всевозможных ловушек, явление звериных следов на крыльце и во дворе, ношение хвостов, рогов и т.п. Перед выходом с шелепугами — особый окрутный обряд, превращение в «иных». С каждым ударом шелепугой — наговор на благо. Заранее подготовить всевозможные игры с ярко выраженной «гойностью», вплоть до непристойных (например, игра в «Умруна» и т.п.). Перед самым рассветом — обязательный обряд снятия окруты и очищение Огнём...

12. Избранные обрядовые словеса на Коляду


1. На крутой горе высокой Горят костры ярые, Кипят котлы кипучие. Во тех котлах кипучих Горит огнём негасимым Всяк живот поднебесной. Вокруг стоят старцы старые, Рекут старцы слово вещее Про живот, про смерть, Про весь Род человечь, Сулят старцы старые Всему миру животы долгие, Как на ту ли злую смерть Кладут старцы старые Заклятие великое Нежити беспутной на страх, Людям честным во здраву, А Богам Родным во славу! Гой, Коляда! Слава!

2. Как напала пороша Снегу беленького. Как по этой пороше Гуси-лебеди летели — Колядовщички, Недоросточки, Красны девушки — Ходили, искали Государева двора [Вероятно, здесь «Государев двор» — это Небесная Обитель Отца Сварога. Хотя в некоторых других вариантах данной кощуны «Государь» («Князь», «Хозяин»...) обладает всеми чертами Велеса, а «Государев двор» — носит явно выраженную Навную (Иномирную) символику]. А Государев двор Ни близко, ни далёко, На семи столбах. А вокруг него Островерхий тын, Вокруг того тына Всё шелковая трава, На всякой травинке — По жемчужинке. А за тем тыном На красной горе Стоят три терема Златоверхие: Во первом терему — Светел Месяц, Во втором терему — Красно Солнышко, Во третьем терему — Часты звёздочки. Светел Месяц — То Хозяин во дому, Красно Солнышко –— То Хозяюшка[Солнце (круг — образ женского лона) соответствует женскому началу, а Месяц — Рогатый Бог-Отец (Велес Корович) — мужскому. Согласно другим вариантам, Солнце соответствует мужскому началу, а Луна — женскому], Часты звёздочки — Малы детушки. Как самого Хозяина Дома нетути, Дома нетути, Не случилося. Он уехавши Правый суд судить, Правый суд судить Да ряды рядить. Посудивши, порядивши Домой едет он, Он жене-то везёт Кунью шубку, Кунью шапочку, А своим-то сынам — По добру коню, Своим доченькам — По злату венцу, Своим служникам — По сапоженькам! Гой, Коляда! Слава!

3. Наша-то Коляда[В разных вариантах данной колядки к Коляде обращаются и как к Божичу мужского рода («Коляда-Божич — Честной Сварожич»), и как к олицетворению праздника женского рода («Свята Коляда»)] Ни мала, ни велика, — Она в двери не лезет, Она в окна стучит: Не ломай, не сгибай, Весь пирог подавай! Виноградье красно-зелено! Виноградье красно-зелено! Гой, Коляда! Слава!

4. Уж ты, дядя Доброхот, Подай злата на проход! Выдашь — не выдашь, Будем ждать, У ворот стоять! Золотая голова, Шелковая борода, Ты подай пирожка Ради праздничка! Гой, Коляда! Слава!

5. А дажди, Свароже, тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста! Ему с колосу — осьмина, Ему с зерна — коврига, С полузерна — пирог! Надели его, Сварог, И житьём, и бытиём, И богатством — полон дом! И яви ему всего Ещё лучше того — Красивее да добрее! Гой, Коляда! Слава!

6. Коляда! Гой, Коляда! Слава!
Приходи-ка ты сюда! Подавай пиво-медок, Мы пойдём на мосток В позвонцы стучать — Овсеня встречать! Овсень едет на свинье
Ко самой Коляде!

7. День-Солнцеворот! Катись на огород, С огорода — на красно угорье, Подымись над нашим подворьем! Разгони, Огонь (либо: Сварог), потемь, Верни на Русь красный день!

Гой, Коляда! Слава!

8. Ай Ты, Марушка, Матушка Зима! На что досадуешь, На что серчаешь? Чудь белоглазую По крыльцу гоняешь, Живот изводишь, Худом день полнишь! Полно, Матушка Зима, Птицу и зверя, Землю и воду мучить! Оправь бел платок, Взойди на порог, Откушай хлеба-соли нашего! Кланяемся Тебе, Марушка, Матушка Зима! Гой, Коляда! Слава!

9. Мороз Красный Ноc
Вот те хлеб да овёс, А к нам не ходи, Дом и двор не студи, Жито не губи, Угощенье прими! Гой, Коляда! Слава!

10. Батюшка Мороз
Ходи до нас кутью ести! Тут тебе сегодня веселиться, А весной не бывать — Будем пугом погонять! Гой, Коляда! Слава!

11. Бадняче-веселяче!
Мы даём тебе пива да хлеба, Так и ты подай нам того ж На весь год — Всякого счастья, красы да здравья! Счастливо тебе Перегореться да повеселиться — По добру в очаг наш ложиться! Гой, Коляда! Слава!

12. Гой, Коляда!
Гой, Коляда! Божич родился, Свята пришла! Гой, Коляда! Слава!


Уважаемые посетители, сайт переехал на новый адрес: http://witchcasket.2x2forum.ru Приглашаю вас присоединиться к нам!
 
НАШ ФОРУМ » ПРАЗДНИКИ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ » СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ » ДЕКАБРЬ
Страница 1 из 11
Поиск: