Вторник, 17.10.2017, 10:45
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
НАШ ФОРУМ » ПРАЗДНИКИ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ » СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ » МАРТ
МАРТ
BERTAДата: Четверг, 29.03.2012, 16:24 | Сообщение # 1
ПРАКТИК
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Репутация: 90
Статус: Не в сети
ПРАЗДНОВАНИЯ МАРТА





9 марта Сороки — Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

Обряд Заклички Весны на Сороки


1. Подготовка: Пекутся «жаворонки» и печение с изображением Коловрата (знака Солнца). Изготавливается соломенная птица. Общинники берут будихи (рог, колокольца, свистульки, трещотки, бубны и т.д.). Готовят обрядовую страву.

2. Собирается костёр.

3. Подносятся дары духам места.

4. Пускается братина, рекутся словеса об обряде.

5. Освящается место (с заговором «Чур Чурила...»).

6. Общинники берут будихи и обращаются к жрице: Благослови, мати, Весну закликати! Жрица отвечает: Рано, рано Весну закликати, Весну закликати, Зиму провожати; Рано, рано, Зиму провожати; Зимочку в возочку, Летечко в челночку; Рано, рано, Летечко в челночку!

7. Народ обходит поляну по Солнцу, звеня, свистя, треща и трубя. Подходит к жрице и повторяет свою просьбу. После третьего кола она даёт добро закликать Весну.

8. Каждый общинник берёт себе по «жаворонку», одному из общинников даётся соломенная птица, привязанная к длинному шесту. С высоко поднятой птицей все идут по кругу, играя на свистульках, имитируя птичье пение (зазывают птиц свистом). После этого все поднимаются на высокое место (или выходят на просторное место) и, обернувшись лицом к Солнцу, подкидывая или высоко подняв вверх «жаворонков», поют заклички:

Жаворонки, перепёлушки, Птички ласточки, Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам — На жёрдочке, на бороздочке, И с сохой, и с бороной, И с кобылой вороной, С пряльцем с донцем, С кривым веретёнцем! Зима нам надоела, Хлеб и соль поела, Ручки-ножки познобила, Скотинушку поморила! Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите, Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! Весна, Весна, На чём пришла, На чём приехала? На сошечке, на бороночке! Кулики, жаворонки, Слетайтесь в одонки! Дай, Весна, добрые годы, Годы добрые, хлебородные! Зароди жито густое, Жито густое, колосистое, Колосистое, ядренистое! Чтобы было с чего пиво варити, Пиво варити — ребят женити, Ребят женити — девок отдавати!

9. Все подходят к костру, на костёр устанавливается птица с приговором:

Уж ты пташечка, Ты залётная! Ты слетай На сине море, Ты возьми Ключи весенние, Замкни зиму, Отомкни лето! После каждый наговаривает своё желание на «жаворонка», «жаворонки» кладутся в костёр.

10. Зажигается костёр

С заговором « Яро, буйно — Яр-огонь в гору! К небу, к Солнцу Терем-град строим. Столб до неба От земли к Солнцу. Яро, буйно — Огнецвет-буря! Огонь, огонь, ярче, Огонь, огонь, жарче! (2 раза) Яр-огонь ясный, Поднимись к небу, Распали Сваргу, Освети землю! Пламя до неба, От земли к Солнцу. Яро, буйно — Огнецвет-буря! Огонь, огонь, ярче, Огонь, огонь, жарче! (2 раза)».

После речётся наговор:

Между трёх костров Во сухом бору, Во сухом бору Я зайду в избу, Я зайду в избу, поклонившись, Да вокруг себя оборотившись. Стоит та изба, позаброшена, Позаброшена, да не совсем пуста, Посреди избы клеть железная, Клеть железная о семи замках. В той клети сидит птица Богова, Птица Богова, Ясный Соколок. Как замки я те посшибаю, Птицу Богову выпускаю, Птицу Богову выпускаю, Да говорю я ей таковы слова: Ой ты, птица Богова, Ясный Соколок, Ясный Соколок, Буй-Востринушка! Ты лети, лети, птица Богова, Ты лети, лети Ко Самим Богам, Ко Самим Богам В Сваргу Светлую, Да реки во Сварге во Светлой Славу славную, Славу вечную Самому Сварогу Да Сварожичам. Да бери ключи Те Свароговы, Золотой бери Да серебряный. Золотым отпирай Сваргу Светлую, Выпускай Весну-раскрасавицу, Ну а зиму — Мару холодную Запирай на ключ на серебряный. Да томится пусть в заточении Там до времени Чернобогова! Гой!

Затем славится Сварог, Даждьбог, Земля-Матушка.

11. Когда птица сгорает, общинники рекут: Приди к нам, Весна, С радостью! Со великой к нам С милостью! Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, С овсом кучерявым, С ячменём усатым, Со просом, со гречею, С калиною-малиною, С чёрной смородиною, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой-муравушкой, С пивом игристым, С Солнцем золотистым!

12. Восходят требы. Пускается братина. Славятся Родные Боги.

13. Братчина. Каждый берёт себе по «жаворонку» с запечёнными предметами (монетка, зерно, камушек и т.д.), гадают по тому, кому что достанется. Оставшихся «жаворонков» рассаживают по деревьям встречать Весну.

14. После братчины водят хороводы, молодцы бьются, ярятся, играют с девицами в целовальные игры (для того, чтобы своей ярью приблизить приход Весны).


Уважаемые посетители, сайт переехал на новый адрес: http://witchcasket.2x2forum.ru Приглашаю вас присоединиться к нам!
 
BERTAДата: Пятница, 30.03.2012, 23:10 | Сообщение # 2
ПРАКТИК
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Репутация: 90
Статус: Не в сети




25 марта МАСЛЕНИЦА (КОМОЕДИЦА) — один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию и отмечаемый 25 березозола/марта, а тако же предшествующая ему Масленичная седмица (с 18 по 24 березозола/марта). Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков. Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от крес — «огонь») Земли-Матушки и всей Природы.

Основные обрядовые блюда на Масленицу: блины, сыр, творог, масло.
Во время Масленичной седмицы[Каждый из дней Масленичной седмицы имел в народе своё название: Встреча (Косой, или Кривой, понедельник), Заигрыш, Лакомка, Разгул (Коровье, или Велесово, Свято), Тёщины Вечёрки, Золовкины Посиделки и Прощёное воскресенье. Начиная с четверга (Разгула) — Масленица называлась «широкой»] тако же празднуют Комоедицу — Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года.

Тако же о сию пору примечали: «На Благовещенье гроза (Первый Гром — Вешнее Перунье) — на тёплое лето». Собственно Благовещенью предшествовали: 12 березозола/марта Феофан Проломи Наст — «На Феофана туман — быть большому урожаю на лён и коноплю»; 17 березозола/марта Алексей Тёплый (Алексей Водотёк) — «Алексей пришёл — ледок поколол», «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей», «Алексей — с гор воды потоки, а рыба с зимовки», «Алексей — выверни оглобли из саней»; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) — время, с которого начинали белить холсты. 27 березозола/марта — время схода последнего снежного наста и прилёта чибисов.

Весеннее Равноденствие — Масленица, Комоедица




Масленица — один из четырёх важнейших Солнечных Праздников Года, приуроченный к Весеннему Равноденствию; весёлое народное гулянье, посвящённое встрече весны, продолжающееся, как правило, в течение целой седмицы. (Само Весеннее Равноденствие чествуется вещими людьми отдельно: для встречи Весны строятся особые воротца, расположенные так, чтобы Вестник Весны-Красны — Солнечный луч — мог проникнуть сквозь них точно в миг Равноденствия).

Многие Родноверы тако же празднуют о сию пору Новолетие: приход в Явь Нового Года, рождённого на Коляду — 25 стуженя/декабря-месяца.

Комоедица — Медвежий Праздник, отмечаемый 25 березозола/марта-месяца.

По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года. (Также существует версия происхождения слова «Комоедица» от древнерус. комонь — «конь».

Согласно народным верованиям, о сию пору Трисветлый Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле.)

О сию же пору телятся коровы, и во домах в изобилии появляются молоко, масло, сыр, за что благодарят Велеса — Бога Скотьего. Начинают таять снега на полях, что знаменует собой близкий конец зимы и наступление весны: приходит срок, когда чары Старухи-Мары должны рассеяться волшбою Юной Живы, ступающей на Землю в облике Девы-Весны... Согласно славянским сказам, Весна-Дева приезжает о сию пору к людям на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, Коне...

Како речено во слове вещем:

ЕДЕТ ВЕСНА ЕДЕТ НА ЗЛАТОМ КОМОНЕ[КОНЕ] В ЗЕЛЕНОМ САЯНЕ[САРАФАНЕ] НА СОХЕ СИДЮЧИ СЫРУ ЗЕМЛЮ ОРУЧИ СЕМЕНА СЕЮЧИ! ГОЙ!

Начинается празднование Масленицы с речения кощун волхвами:

ГОЙ ТЫ СВЕТ-БЕЛОСВЕТУШКО НАШЕ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО ТЫ ВОССТАНЬ ПРОБУДИСЯ ТЫ ВО СВОЕМ СВЕТЛОМ ТЕРЕМЕ ТЫ УМОЙСЯ-ТО РОСАМИ ДА ВОДОЮ БЕГУЧЕЮ ПОВЕДИ КОНЯ ДОБРОГО ВО ПОЛЯ СВЕТ-ЛАЗОРЕВЫ КАК ПОЙДЕТ ЗЛАТОГРИВЫЙ КОНЬ НЕБЕСНЫМИ ПРОСТОРАМИ МИМО БОРА ТЕМЯНОГО ДА НА КРАСНУ НА ГОРУШКУ КАК НА ТОЙ ЛИ НА ГОРУШКЕ ЗЕЛЕНА РАСТЕТ ТРАВУШКА КАК СЛЕТАЛИСЬ СБИРАЛИСЯ НА НЕЙ БЕЛЫ ЛЕБЕДУШКИ МОЛОДЫЕ МОЛОДУШКИ ВСЕ-ТО КРАСНЫЕ ДЕВУШКИ СТАНОВИЛИСЬ НАД РЕЧЕНЬКОЙ НА ВЫСОКОЙ НА ГОРУШКЕ ПЕЛИ ПЕСНИ-ВЕСНЯНОЧКИ КЛИКАЛИ ВЕСНУ КРАСНУЮ: ТЫ ВЕСНА ДЕВА СВЕТЛАЯ ТЫ ХОДИ В НАШУ СТОРОНУ У ТЕБЯ ЦВЕТЫ АЛЫЕ ВСЕ-ТО РОСЫ МЕДВЯНЫЕ ТЫ ЗОВИ ЛЕТО ЖАРКОЕ ГОНИ ЗИМУ СТУДЕНУЮ! ПУСТЬ БЕГУТ РУЧЬИ К МОРЮШКУ К ОКИЯН-МОРЮ СИНЕМУ ПУСТЬ ПОЮТ ПЕСНИ ЗВОНКИЕ ПУСТЬ ПОЮТ ПЕСНИ ВЕШНИЕ СЛАВЯ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО САМОГО-ТО ДАЖДЬБОЖУШКУ СЛАВЯ ЛЕЛЮШКУ СВЕТЛУЮ ДА СЫРУ ЗЕМЛЮ-МАТУШКУ! СЛАВА! ГОЙ!

Затем у Родных Богов испрашивается благословение на закликание Весны:

БЛАГОСЛОВИ БОЖЕ БЛАГОСЛОВИ МАТИ ЗИМУ ПРОВОЖАТИ ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ АЙ МАТИ ЛАДО-МАТИ ЗИМУ ПРОВОЖАТИ АЙ МАТИ ЛАДО-МАТИ ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ ЗИМУШКА В ВОЗОЧЕК ЛЕТЕЧКО В ЧЕЛНОЧЕК! ГОЙ!

Далее следуют сами заклички Весны, кои творятся девами с высоких холмов — Ярилиных Плешей, уже свободных от снежного гнёта, со крутых берегов да с крыш овинов. Закликают Весну протяжным «гуканьем», рекут слова:

ТЫ ВЫРИЙ ВЫРИЙ ЯРЫЙ ТЫ ВЫЛЕТИ С-ЗА МОРЯ ТЫ ВЫНЕСИ КЛЮЧИКИ КЛЮЧИКИ ЗОЛОТЫЕ ТЫ ЗАМКНИ ЗИМОНЬКУ ЗИМОНЬКУ СТУДЕНУЮ ОТОМКНИ ЛЕТЕЧКО ЛЕТЕЧКО ЖАРКОЕ! ГОЙ!

(Согласно славянским сказам, из Ирия (Вырия) Небесного по весне возвращаются на птичьих крылах души Предков, чтобы остаться на Земле с потомками своими до будущей осени.)

ВЕСНА ДЕВА КРАСНАЯ ПРИДИ К НАМ С РАДОСТЬЮ С ВЕЛИКОЙ МИЛОСТЬЮ СО ЛЬНОМ ВЫСОКИМ С КОРНЕМ ГЛУБОКИМ С ХЛЕБОМ ОБИЛЬНЫМ! ГОЙ!

Чествуя Масленицу, непременно пекут блины, кои самыми очертами своими Солнце повторяют. Первый блин завсегда отдаётся Предкам — кладётся на чердаке на слуховое оконце. Тако же испекают особой формы печенье — «жаворонки», кои подбрасывают как можно выше, закликая Весну:

ЖАВОРОНКИ-ЖАВОРОНУШКИ ПРИЛЕТАЙТЕ ИЗ ДАЛЬНЕЙ СТОРОНУШКИ ПРИНОСИТЕ ВЕСНУ КРАСНУЮ УНОСИТЕ ЗИМУ СТУДЕНУЮ! ГОЙ!

Заигрыш (начало мистериального действа) начинается со взятия Зимней Крепи, возведённой заранее, в которой находится чучелко Морены-Зимы. (Здесь заметить надобно, что творится сие чучелко непременно девами да жёнами, кои отверзают очи Морене лишь в самый последний миг перед обрядом, прикрывая их ветошью либо не изображая таковых вовсе до самого начала действа, ибо негоже Грозноокой Владычице Смерти на людей честных раньше срока глядеть.) Защищают Крепость «слуги Морены» — ряженые в «хари» (обрядные личины) девицы, кои, понося всех собравшихся супротив них, должны противостоять идущим на приступ парням — «слугам Ярилы», восседающим друг на друге, как во время игры в «коняшки». Первый ворвавшийся в Крепость — получает право перецеловать всех девиц, сорвав с них «хари» и тем самым сняв с них окруту...

После того как Крепость взята, появляется повозка с Девой-Весной, кою сопровождают ряженые «слуги молодые» — старцы старые, волосом седые, несущие отвоёванное чучелко да клетку с птицами. Шествие с песнями и весельем обходит поле, после чего Весна благословляет народ, ведёт всех к Огню, где волхвы водружают чучелко Морены над обрядным костром — провожают Мару-Зиму, благодарят за все Её Дары. Здесь же на чучелко навязывают особливые наузы, дабы с ними ушло в Навь всё отжившее, худое, нечистое.
Поджигают Краду, рекут слова:

ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЯРОЕ КУДРИ ЗЛАТЫЕ ОЧИ ЯСНЫЕ ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ СВЕТЛОЕ ЗЛАТЫМ СОКОЛОМ РАСПЕРИ КРЫЛА ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЧИСТОЕ РАЗБУДИ ВЕСНУ ЗИМУ ОТПУСТИ ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЖГУЧЕЕ КРОВЬ КИПУЧАЯ ЯРЬ ГОРЮЧАЯ ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ СЛАВНОЕ ВЕСНА ВО ЧЕРЕД ИДЕТ СПРАВНАЯ ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ВВЫСЬ ЛЕТИ СВАРГУ РАСПАЛИ ЗЕМЛЮ ОСВЕТИ! СЛАВА! ГОЙ!

Весна выпускает из клетки птиц. Волхвы рекут, а весь народ подхватывает:

ГОЙ ЕСИ СВА! ВЫРЕЙ ПУСТИЛ КРЫЛА! ЮНОЙ ВЕСНЕ СЛАВА! ЯРИЛЕ-ВЕСЕНЮ СЛАВА! ЗЕМЛЕ РОДНОЙ МАТУШКЕ СЛАВА! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!

Сей же Святодень чествуется непременно кулачными боями да всякими забавами молодецкими, всё с шумом, с гамом — гудьбой да песнями, да словами вещими:

ЯРИ НАС ЯРИЛА СВОЕЮ СИЛОЙ ВЕЛЬМИ ВЕЛИКОЙ СТАНЬ СОЛНЦЕЛИКИЙ ВО НЕБЕ ЯСНЕ ПО ВЕСНЕ-КРАСНЕ ОЗАРИ ГОРУ О СИЮ ПОРУ СТА ГОРА КРАСНА ВЕЛЬМИ ПРЕКРАСНА СТА ГОРА СВЯТА А ВЕСЬ БОГАТА БОГАМ ПРИГОЖА А ЛЮДЯМ ТОЖЕ ЯРАЯ СИЛА ГОЙ ТЫ ЯРИЛА! СЛАВА! ГОЙ!

О сию же пору ходят в лес «будить Медведя». В особливо подготовленной «берлоге» заранее залегает кто-то из сведущих людей, преображённый в Медведя. «Будят» его весёлым шумом — криками, ударами в кобен-бубен, звуками позвонцов и трещоток. Чтобы задобрить «разгневанного» Лесного Хозяина, отдают ему «в жёны» красну девицу, коя и ведёт его к накрытому столу, угощает — кормит да поит, всячески чествует. «Медведь» не гневается более, прощает тех, кто его разбудил, и благословляет всех собравшихся, после чего снимает окруту — скидывает личину Медведя и прославляет Вещего Бога:

ГОЙ ТЫ ДЕДУШКО ГОЙ МЕДВЕДУШКО ЩЕДРЫЙ БАТЮШКА! ПИВО ТЕБЕ ЛЬЕМ СЛАВУШКУ ПОЕМ ДА ПОКЛОНЫ БЬЕМ! В ШУБЕ МОХНАТОЙ В ШАПКЕ ЗОЛОТОЙ СНАМИ БУДИ! ГОЙ! СЛАВА ВЕЛЕСУ!

Празднество завершается воздвижением Огненного Кола (Колеса) на высоком шесте, вокруг коего водят хороводы посолонь (по движению Солнца), всем миром славя разгорающееся Весеннее Солнце:

ВЫШНИХ КОЛО ЯРИ БЕЛЫЙ СВЕТ ВОЗЪЯРИ НЕБЕСА ОТВОРИ МАРУ-ЗИМУ ГОНИ ВЫШНИХ КОЛО ЯРИ ЗЕМЛЕ БЛАГО ДАРИ СИЛОЮ ОПРЯДИ СЛАВЫ ВЫШНИХ РАДИ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!

Моренины радения на Вешнее Равноденствие

1. Моренин удел в Кологоде

Мара-Морена — Владычица Зимняя, Младая во утро зимы (т.е. в начале зимы) да Старая ввечеру (т.е. в конце зимы). Родовичи честные, во Яви земной живот свой длящие, встречают-величают Мару Темяную об осенней поре — на Марин день, отмечаемый не ранее 9 груденя/ноября-месяца, но и не позднее 21 груденя[1]. Провожают же Её на Масленичную седмицу, приуроченную к Весеннему Равноденствию и Медвежьему Празднику — Комоедице.

2. Чествование Морены на Комоедицу

О сию пору, почтив положенным образом Вещего Бога Велеса в образе Медведя Косматого — Хозяина Лесного, сведущие люди рекут особливое величание Маре: ВЕЛЕСОВА МАРА! ОБЕРЕГ НЫ [нас] ОТ ВСЕХ БЕД ОТВОРИ ДВЕРИ ВЕД [Врата Духовного Ведания] ВЕДИ НЫ НИКОЛИЖЕ [Древнерус. николиже — «никогда»] НЕ ВО ГНЕВЕ РАДЕЕМ ИСТО О ЗИМНЕЙ ДЕВЕ[5] ДНЕСЬ МЫ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

3. Малая тризна по Предкам

Масленичная седмица издревле почитается в народе как пора удали молодецкой да игрищ, забав да гуляний весёлых череда. Но сведущие люди, коим известны сроки отверзания Навьих Врат из Иного в Явь, творят о сию пору тризны по Предкам, воздавая при сём особливые почести Навьим Хозяевам: Велесу Кощному и Маре-Морене — Навьей Владычице. Творится же сие тако:

1. После принесения общей требы (подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый») жрец подходит к Краде, сыплет в Огонь зерно и речёт слова:

ВО ДОБРО ВО НОВО ДНЕСЕ РЕКОМО РОДУ НЕБЕСНУ СЛОВЕСА ЧЕСТНЫ РАДЕНИЯ ИСТЫ ДА ТРЕБЫ ЧИСТЫ НАМ БУДИ ЗДРАВА А ПРЕДКАМ СЛАВА! ГОЙ!

2. Затем жрец уступает место потворнику, который речёт:

ЧУРЫ-ПРЕДКИ В ПРАВДЕ КРЕПКИ СТАРЫ ДРЕВНИ РОДУ ВЕРНЫ СВЯТЫ ЧИСТЫ В ВЕРЕ ИСТЫ В ВЕДЕ СИЛЬНЫ ОБЕРЕГ НЫ ОТ ХУДОГО ОТ ЛИХОГО ОТ ИНШЕГО ОТ КОЩНОГО! ГОЙ!

3. Далее потворник уступает место жрецу, который завершает краткую тризну словами: ГОЙ СВЯТЫ ДЕДЫ ХРАНЯШЕ ВЕДЫ БОРЯШЕ ХВОРИ ГОНЯШЕ БЕДЫ ДАЖДИТЕ ДОЛИ ДА ВОЛЬНОЙ ВОЛИ НА НАШИ ВЕСИ ПО КОНУ ЕСИ КРЕПКИ ПОНЫНЕ В РОДОВОЙ СИЛЕ ПО ПРАВИ СУДЬТЕ С НАМИ ПРЕБУДЬТЕ! ГОЙ!

4. Сожжение чучелка Мары

В сказе вещем, о Масленичную пору рекомом, поведано о сём тако:

...Идёт Мара по улице, Несёт блины на блюдце — Кому вынется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется... О светлой поре на Красной горе [на «Ярилиной плеши» — на холме, с которого уже сошёл снег. Не путать с Красной Горкой — Родноверческим Святоднём, отмечаемым на Вешних Дедов в начале месяца травеня/мая и посвящённым Памяти Предков] Весну-Деву закликали, Зиму-Стару провожали: «Уходи прочь, Зима-Моренушка, Уходи прочь иным бережком! Ходи к нам, Весна-Дева Красная, Ходи к нам, Леля Прекрасная!» Отвечала людям Весна-Дева Красная: «Уж вы гой еси, вы люди русские! Крепка ещё Зима во праве Своём, Крепь [Крепость] ледяная высока стоит, Потому нет Мне пути-дороги на Русь!»

Как услыхали те слова люди русские, Собиралися по всей по Светлой Руси, Люди русские — честны Родовичи, Добры молодцы — потворники Ярилины. Как садились они на быстрых коней [Во время Масленичных игрищ со взятием снежной крепости ватага штурмующих, молодых парней, часто появляется как при игре в «Коняшки» — верхом друг на друге], Скакали на Моренину Крепь ледяную, Размётывали Крепь по чисту полю, Забирали из неё чучелко Морены. Брали они Морену, спустя рукава [То есть не касаясь чучелка голыми руками, как Навью требу — дабы Явь с Навью прежде положенного срока не мешать], Выносили её на перёд двора, Вязали на чучелко Навьи наузы [Дабы вместе с ними ушло в Навь всё то, чему вышел срок пребывания в Яви и в душах людских], Воскладали чучелко на Ярый Огонь. Дымно горела — уходила прочь Зима Старая, Приходила на Русь Весна Младая! На том люди русские Весне Красной славу поют, А Морену-Зиму во срок Её ждут: «Славися днесе, Весна-Дева Красная! Величайся, Тёмна Мати во срок Свой! Гой, Велика Мати! Гой-Ма!»

Далее о Масленичном Богодеянии (мистерии) скажем подробнее:

1. Вещие девы закликают Весну с пригорков и холмов, поют песни-веснянки, особливо кличут — протяжно «гукают» Светлую Богиню.

2. Весна приходит с восточной либо южной стороны со Своей свитой и говорит, обращаясь ко всем собравшимся, что не сможет войти в их круг до тех пор, пока на другой стороне оврага стоит снежная крепость, в которой находится чучелко Морены-Зимы. При сём сказать нужно, что Очи чучелку «отверзают» лишь в самый последний момент перед началом действа, дабы Навьи Очи Той, Которая владычествует в Смерти, не вглядывались раньше положенного срока в Явь: особливые жрицы Морены, когда приходит срок, прорисовывают Марины Очи на лице чучелка (иногда их изображают полуприкрытыми) либо снимают с отверстых заранее Очей повязку.

3. Как правило, снежную крепость защищает девичья ватага — Моренины потворницы, а на штурм идёт ватага юношей — Ярилиных потворников. Иногда девицам в помощь приходят несколько юношей в Навьих личинах. Во время штурма крепости следует очень внимательно и бережно относиться к завоёвываемому чучелку, дабы невзначай не возвести хулу на Тёмную Владычицу, справедливо карающую всяк живот за провинности и неправды его.

4. Когда крепость взята, и чучелко Морены отвоёвано, его торжественно несут к тому месту, где уже разложена погребальная Крада, и передают в руки Навьего жреца либо его потворника, которые принимают чучелко непременно через рукавицы либо спустя рукава и устанавливают его возле Навьей Божницы, расположенной с северной либо западной стороны от Крады. Все собравшиеся, по желанию, подходят к чучелку по очереди и навязывают на него особливые наузы, «привязывая» к нему тако все горести и болести прошедшего лета. Если народу на празднике много, то Навий жрец и его потворник обносят чучелком всё коло собравшихся.

5. Прощаясь с Мореной до будущей зимы, потворник Навьего жреца речёт слова:

ТЫ ПРОСТИ-ПРОЩАЙ МОРЕНУШКА КНЯГИНЯ ЛЕДЯНА ЖРИЦА ТЕМЯНА ПО КОЛО ОТ НАС ТЫ УХОДИШЬ ЗИМУ ЛЮТУ С СОБОЙ УВОДИШЬ ХЛАДОМ ДНЕСЬ НЕ ОСТУДИ РОД НАШ ДНЕСЬ НЕ ОСУДИ УХОДИ ОТ НАС НЕ ВО ГНЕВЕ ПОЧИТАНИЕ ЗИМНЕЙ ДЕВЕ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

6. Затем слова речёт сам Навий жрец:

УСЛЫШИ МАРА ТЕБЯ ЧТУЩИХ ЧЕЛОМ ТЕБЕ НОНЕ БЬЮЩИХ УРОКИ ТВОИ БЛЮДУЩИХ ВЕЛИЧАНЬЯ ТЕБЕ РЕКУЩИХ СО КОЛОМ ГОДА ВРАЩАЙСЯ ВО СРОК СВОЙ К НАМ ВОЗВРАЩАЙСЯ С НОВОЙ ЗИМОЮ НЕ СО БЕДОЮ СО СНЕГОМ БЕЛЫМ НЕ С МОРОМ ЧЕРНЫМ А СТАНИ ДНЕСЕ ОБЕРЕГ НАШЕЙ ВЕСЕ УХОДИ МАРА ХЛАДНА ОТ НАС ПРОЧЬ БЕЗОГЛЯДНО ВСЕ ЛИХА НАШИ НЕСЧАСТЬЯ-ГОРЯ С СОБОЙ УНОСИ ЗА СИНЕ МОРЕ ЗА КАМЕНЬ ЛАТЫРЬ ЗА ЧЕРНЫЙ ПУСТЫРЬ ГДЕ НАВИИ ЕСТЕ А ЖИВЫ НЕСТЕ ДА БУДЕ ТАКО ДО НОВА КОЛА А ЗДЕСЕ НОНЕ НЕ ТВОЯ ПОРА! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

7. Навий жрец и потворник переносят чучелко к Краде (отличной от общего обрядного костра, в который ранее влагались требы Светлым Богам) и ввергают его в Огонь. Затем, встав друг напротив друга по разные стороны Крады, поочерёдно, как бы перекликаясь, рекут на горящее чучелко слова, поваживая при этом над Огнём руками и водя тако Силу:

КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! ИНОВОЙ ЖИТЬЮ НЕИСТОЙ ПРЫТЬЮ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! ПОЛНОЙ МЕРОЙ КАЖДОМУ ПО ДЕЛУ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! МЛАДУ МЛАДЕНЮ СТАРУ СТАРЕНЮ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! КО БЛАГИМ ТИХА КО ИНЫМ ЛИХА КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! НЕДОЛЮ ИНЫМ ВОЗДАЙ ЗА ВИНЫ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! БЕЛОЮ КОСТЬЮ ПРАХОМ ПОГОСТЬЯ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! ЯВИСЯ ВО КРАСЕ А ИНЫМ ВО СТРАСЕ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! ОТВЕДЬ МОРЫ-ГЛАДЫ ДА ЛИХОРАДЫ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! НАС ОБЫДИ ОТ СЕГО ИЗЫДИ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! УНОСИ ГОРЕ ЗА ОКИЯН-МОРЕ КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА! МАТИ ВЕЛИКА ВО ВСЕХ ОБЛИКАХ! ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

8. И в заключение жрец трижды речёт, а все собравшиеся повторяют за ним слова:

ОТЫДИ МАРА! ВОССЛАВИСЯ ЖИВА! ГОЙ-МА!

9. После этого все участники действа, как правило, собираются на братчину
[СОВМЕСТНЫЙ ПИР], где поднимают чарки во славу Родных Богов и Предков, а также за здравие всех сородичей своих, во Яви живот свой длящих. И лишь радари Морены, предводительствуемые Навьим жрецом, не участвуют в общем веселье, удаляясь для совершения особливых радений в честь Той, Которая владычествует в Смерти...


Уважаемые посетители, сайт переехал на новый адрес: http://witchcasket.2x2forum.ru Приглашаю вас присоединиться к нам!
 
BERTAДата: Пятница, 30.03.2012, 23:21 | Сообщение # 3
ПРАКТИК
Группа: Администраторы
Сообщений: 417
Репутация: 90
Статус: Не в сети


30 марта — чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб.


Уважаемые посетители, сайт переехал на новый адрес: http://witchcasket.2x2forum.ru Приглашаю вас присоединиться к нам!
 
НАШ ФОРУМ » ПРАЗДНИКИ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ » СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ » МАРТ
Страница 1 из 11
Поиск: